Детали, составляющие машину, связаны между собой тем или иным способом. Эти связи можно разделить на подвижные и неподвижные. Неподвижные связи в технике называют соединениями.
Соединения обусловлены целесообразностью разъединения машины на узлы и детали для того, чтобы упростить производство, облегчить сборку, ремонт, транспортировку.
Все виды соединений можно разделить на разъемные и неразъемные.
Одним из самых распространенных видов разъемных соединений являются резьбовые соединения.
Резьба это выступы, образованные на основной поверхности винтов или гаек и расположенные по винтовой линии.
Термин резьба произошел от технологического процесса ее изготовления — нарезания. Образованные в процессе нарезки выступы носят название витков.
Резьбы классифицируются по следующим признакам:
- по форме профиля резьбы:
- треугольные;
- прямоугольные;
- трапецеидальные;
- упорные;
- круглые;
- по форме основной поверхности:
- цилиндрические;
- конические (коническую резьбу применяют для плотных соединений труб, масленок, пробок и т. п.)
- по направлению винтовой линии:
- правые;
- левые;
- по числу заходов:
- однозаходные;
- многозаходные (Р — шаг резьбы, Рn — ход резьбы; z — число заходов; Рn = Р×z);
- по назначению:
- крепежные;
- ходовые;
- по форме профиля:
- метрические с треугольным профилем (основные крепежные резьбы);
- трубные (треугольные со скругленными вершинами и впадинами);
- круглые;
- прямоугольные (основные ходовые резьбы);
- трапецеидальные симметричные;
- упорные.
Далее: