Уравнением энергетического баланса машины называют уравнение, получаемое алгебраической суммой работ всех сил и моментов, действующих на систему, равную приращению кинетической энергии этой системы.
Поэтому при изучении движения машинного агрегата используют теорему об изменении кинетической энергии системы.
В зависимости от приращения кинетической энергии ΔТ выделяют три этапа работы машины:
- ΔТ>0 – разбег или разгон машины
- ΔТ=0 – этап установившегося движения
- ΔТ<0 – остановка или выбег машины.
Производительным этапом работы машины является установившееся движение. На этом режиме машина может работать сколь угодно длительное время в пределах рассчитанной долговечности. При установившемся режиме работы движение может быть равномерным, но обычно это периодическое движение.
Промежуток времени, по истечении которого звенья механизма принимают первоначальное положение, а их скорости и ускорения приобретают первоначальные значения, называется циклом установившегося движения.
Рассмотрим уравнение энергетического баланса более подробно. Среди сил, действующих на звенья механизма, обязательно присутствуют силы веса. Они могут играть двоякую роль – они являются движущими, если центр тяжести звена опускается (движется вниз), и являются силами сопротивления в те моменты времени, когда центр тяжести звена движется вверх.
Силы сопротивления также можно разделить на две категории – силы полезного сопротивления (преодоление этих сил создает полезную работу), и силы вредного сопротивления (на их преодоление затрачивается мощность, которая теряется безвозвратно – силы трения, силы гидравлического сопротивления, силы аэродинамического сопротивления и т.д.). В результате уравнение энергетического баланса можно записать в следующем виде:
Из теоретической механики известно, что приращение кинетической энергии системы равно работе сил инерции, взятой с обратным знаком. Тогда уравнение энергетического баланса приобретает следующий вид:
Уравнение энергетического баланса служит для оценки экономичности работы машины, ее коэффициента полезного действия (КПД).
Обычно определяют коэффициент полезного действия за один цикл установившегося движения, т.к. именно он определяет экономичность работы машины на производительном этапе работы. За один цикл установившегося движения центр тяжести звена приходит в первоначальное положение, т.е. описывает замкнутую траекторию, а работа сил веса на замкнутой траектории равна нулю.
Приращение кинетической энергии (и работа сил инерции) за один цикл установившегося движения также равно нулю. Таким образом, уравнение энергетического баланса приобретает вид:
Отсюда коэффициент полезного действия (отношение полезной работы к затраченной)
Обычная известная формула, но надо понимать, что она справедлива, когда рассматривается установившееся движение и промежуток времени, кратный циклу. Если же надо оценить работу машины за отрезок времени, не соответствующий циклу, то надо применить полное уравнение энергетического баланса.