Проверка износостойкости шарнира роликовой цепи
Для большинства условий работы цепных передач основной причиной потери работоспособности является износ шарниров цепи.
В соответствии с этим в качестве основного расчета принят расчет износостойкости шарниров, а за основной критерий:
где р — давление в шарнирах;
— окружная сила;
dB и b — диаметр валика (оси) и ширина цепи, равная длине втулки;
kэ — коэффициент эксплуатации цепной передачи.
Коэффициент эксплуатации (kэ=k1∙k2∙k3∙k4∙k5∙k6) учитывает следующие условия работы:
k1 — коэффициент динамической нагрузки;
k2 — учитывает регулировку передачи;
k3 — коэффициент, учитывающий длину цепи;
k4 — учитывает наклон передачи к горизонту;
k5 — учитывает характер смазки;
k6 — учитывает режим работы передачи.
Допускаемое давление в шарнире цепи дается в таблице в зависимости от шага цепи и частоты вращения – n1.
Проверка прочности цепи на разрыв
Другим критерием работоспособности цепной передачи является прочность цепи на разрыв. Прочность цепи проверяют, сравнивая коэффициент запаса прочности на разрушение цепи с допускаемым значением этого коэффициента, зависящего от типа цепи и ее шага:
Fразр — разрушающая нагрузка цепи (дается в таблицах для каждого типоразмера цепи).
Общая нагрузка складывается из:
полезной окружной силы
натяжения от действия центробежных сил
где q — масса одного погонного метра цепи, кг/м;
дополнительного натяжения от действия силы тяжести
где α — межосевое расстояние в метрах,
kf – коэффициент, зависящий от положения линии центров звездочек (kf = 1…6)
Проверка долговечности цепи
Долговечность цепи проверяется косвенно по частоте ударов звена цепи о звездочки (1/с)
Поскольку начальное натяжение цепи отсутствует, то нагрузка на вал определяется главным образом окружным усилием с учетом дополнительного натяжения от массы:
kB=1,05…. 1,15 — зависит от наклона цепи.
Валы и оси >
Проектировочные расчеты валов на прочность >
Содержание >