Силы взаимодействия между зубьями принято определять в полюсе зацепления. Распределенную по контактной линии нагрузку в зацеплении заменяют равнодействующей Fn, которая направлена по линии зацепления. Силами трения пренебрегают, т.к. они малы.
Для удобства при расчетах равнодействующую силу раскладывают на составляющие:
- в цилиндрических прямозубых (рисунок 28а) и шевронных (рисунок 28б) передачах на окружную силу Ft и радиальную силу Fr;
- в косозубой (рисунок 28в) передаче на окружную, радиальную и осевую Fa силы.
Осевая сила Fa, дополнительно нагружающая опоры валов, является недостатком косозубых передач.
В зубчатых передачах введено понятие удельной окружной силы
где b — ширина колеса.
Расчетная нагрузка
При работе зубчатой передачи вследствие возможных неточностей изготовления и сборки, в зацеплении возникают дополнительные динамические нагрузки. Кроме того, деформация валов и зубчатых колес приводит к неравномерному распределению нагрузки по длине зуба, вызывая ее концентрацию. Поэтому при расчетах берут расчетную удельную нагрузку:
- WHt=Wt∙KHβ∙KHv (контактная выносливость);
- WFt=Wt∙KFβ∙KFv (изгиб).
Здесь WHt, WFt — расчетная удельная окружная сила при расчетах передачи на контактную выносливость и изгибную прочность;
KHβ, KFβ — коэффициенты концентрации нагрузки, учитывающие неравномерность распределения нагрузки по длине зуба;
KHv, KFv — коэффициенты, учитывающие наличие динамических нагрузок.
Определение расчетного контактного напряжения на поверхности зуба прямозубого колеса в полюсе зацепления >
Содержание >