Рассмотрим подробно случай, когда болтовое соединение нагружено силами, сдвигающими детали в стыке.
Условием надежности соединения является отсутствие сдвига деталей в стыке. Конструкция может быть выполнена в двух вариантах:
- болт поставлен с зазором (обычный болт);
- болт поставлен в отверстие без зазора (призонный болт).
Вариант 1. Болт поставлен с зазором
При этом внешнюю нагрузку уравновешивают силами трения в стыке, которые образуются от затяжки болта
Обычно, во избежание случайного сдвига деталей, вводят коэффициент К запаса сцепления (значение К=1,2…2,0). Тогда требуемая сила затяжки
где f — коэффициент трения в стыке.
Прочность болта оценивают по эквивалентному напряжению:
Для проектировочного расчета:
Вариант 2. Болт установлен без зазора
В этом случае отверстие калибруют разверткой, а диаметр стержня болта выполняют с допуском, обеспечивающим беззазорную посадку. Такой болт рассчитывают на срез стержня:
Поперечная сила Fr вызывает также смятие на поверхностях контакта болтов со стенками отверстий.
Закон распределения напряжений смятия по цилиндрической поверхности контакта болта трудно установить точно. Поэтому эпюру действительного распределения напряжений заменяют условной с равномерным распределением напряжений по поверхности контакта.
Расчет на смятие призонных болтов ничем не отличается от расчета заклепочных соединений.
Расчет незатянутого резьбового соединения, нагруженного осевой растягивающей силой >
Содержание >